Невеликий затишний готель Discovery B&B запрошує гостей Львова. Мебльовані кімнати готелю розташовані на тихій зеленій вулиці в старій частині Львова, в будинку австрійської забудови. Номерний фонд складається з 14 номерів з усіма зручностями різного класу і цінової категорії.
Пропонуємо нашим гостям затишні кімнати готельного типу з усіма зручностями, які обладнані всім необхідним для комфортного відпочинку. Кожна кімната своєрідна, має свою назву і відповідний інтер'єр.
«Нет больше Пиренеев!» Людовик XIV (король-солнце)
Итак, после наступления в отношениях со старой доброй Европой чего-то вроде супружеской усталости и похождений с известными прелестницами Азией и Америкой, Впс почувствовал, что пора возвращаться. А Европа-то знала, что ее прелести далеко не исчерпаны, и что такой момент неизбежно наступит, особенно, если в дело вмешается Аккордтур. И действительно, этим оператором был разработан маршрут, явившийся поистине воплощением если не всех несбывшихся дотоле грез, то большой их доли. Его венцом, как указано в заглавии, стало посещение Испании и Португалии, но и кроме них в этом путешествии было и было на что посмотреть. Целая россыпь туристических жемчужин, среди которых Кельн и Руан с их грандиозными соборами, прославленный Мон Сен Мишель и уникальная Падуя…
Началось все с польского Вроцлава, своим названием обязанного чешскому князю Вратиславу. Красивейший город. Хотя, кажется, эту формулировку мне придется повторять при упоминании каждого последующего пункта нашего путешествия. Поэтому сошлюсь на свою же максиму: любой европейский город, даже городок, располагает достопримечательностями, представляющими интерес для туристов как в плане истории, так и чисто художественными достоинствами. Вот транзитный Жешув, в котором остановка не предусмотрена, но и то, что открывается взору из окна, доставляет подлинное удовольствие: весь диапазон архитектурных стилей от классики до современности. Так о Вроцлаве: что-то там на центральной площади огромное, величественное, историческое, невероятно красивое, ну конечно же ратуша (сн. 2899 и тэ дэ). И уж не там ли в подвале находится пивоварня с четырехвековой историей, пиво из которой можно приобрести только здесь… На площади – прогулочный экипаж. В него запряжен конь, размерами и статью годящийся на пьедестал для памятника с кем-то из выдающихся полководцев. Наверное, на таком коне восседал могучий Завиша Чарный во время Грюнвальдской битвы, когда он поверг доблестного Эрика фон Таддена. Мне жалко Эрика – ведь когда Завиша приблизился к нему, того окружал целый вал из тел побежденных противников. А тут отдышавшийся Завиша.. Эрик, завидя его, так и сказал: ну, это моя погибель.. И то: представьте себе, если бы после двенадцатираундового боя на Менни Пакьяо выпускают Флойда Мейвезера. Или Лэська Бузыну после того, как схлопотал по челюсти от Пояркова, бросают под Фаріоновну с ее йоруваннячками – как контрольный выстрел в бритую лысину…
В охватившем весь мир поветрии украшения улиц шуточными скульптурами самой различной тематики идет состязание на оригинальность типажа или сюжета. В Шанхае на автобусной остановке стоит очередь из медных пассажиров, где-то еще, кажется, в Братиславе, из канализационного колодца вылезает медный сантехник… Вроцлав отличился, расставив здесь и там маленьких гномиков – невидимых помощников человека в той или иной сфере хозяйственной деятельности. Обращает на себя внимание также вереница пешеходов, постепенно уходящая под землю с одной стороны улицы, и выныривающая из-под нее с другой. А еще во Вроцлаве великолепные каналы, набережная с видом на водный разлив с курсирующими катерами, над которой вонзаются в небо шпили изящных соборов… Но вот и расставание. В голове вертится внезапно возникшая формулировка – город кирпичной готики. Какая проза скажет кто-то. И будет глубочайшим образом неправ. Готика возвысила сей прозаический казалось бы материал до уровня органного звучания в своей высокой симфонии, кирпич явил готику в новой, дотоле неведомой ипостаси. Конечно, разумея под готикой нечто более емкое – и элементы других архитектурных течений, и саму ауру этого слова, своим корнем указующего на бога, на культ...
Следующий пункт нашей одиссеи достославный город Кельн, получивший свое название от римской колонии и в свою очередь давший его известному парфюмерному средству. Заходили мы в этот магазин-салон, обоняли разные ароматы… Приятные ароматы цветочного спектра, навеявшие воспоминания об аналогичной продукции английского производства, о которой Тургенев в свое время выразился: «… духов, или даже не духов, а какой-то невообразимо изысканной английской гадости…». Это оттого, что они представляют собой тонкие сочетания мотивов табака, выделанной кожи и еще чего-то такого на, допустим, лавандовой канве, имея ввиду духи мужские… Ну, и собор. Соборище. Какое-то время он занимал первое место в ряду самых высоких сооружений, воздвигнутых человеком, ныне же довольствуется славой самой высокой церкви с двумя одинаковыми башнями. На площади перед ним стоит огромный резной крестоцвет, такой же, как и те, которыми увенчаны шпили, и которые в подоблачной выси кажутся игрушечными. При соборе имеется постоянно действующая реставрационно-строительная контора подробно тому, как в состав больших предприятий входят ремонтные цехи. Кроме практической необходимости она выполняет еще и функцию защиты от злого заклятья, по которому окончание строительства собора станет концом города, а посему пока будет стоять мир, будет продолжаться и строительство Кельнердома. Собор воздвигнут в центральной части когдатошней колонии вследствие чего рядом, над местом археологических раскопок, расположился романо-германский музей, этакая конструктивистская коробка из стекла и бетона под боком величественного готического исполина. В нем (музее) среди прочего экспонируется замечательная античная мозаика, воздействующая на воображение, как все, дошедшее до наших дней из той эпохи. Мужчины в изображении античных художников кажутся маврами рядом с женской натурой – так педантично подчеркивают те особенность, которую можно причислить ко вторично-половым признакам. Наше народное творчество также охотно упоминает белизну кожи в качестве обязательного качества красной девицы и никогда – доброго молодца… Рядом с музеем – участок дошедшей до нас подлинной мощеной дороги, камни которой помнят поступь легионерских сандалий… Виа, которая в силу своего возраста и принадлежности к великой культуре, уже автоматически сакра… Вот скульптурно оформленный бювет, то есть, вода когда-то лилась изо рта мифологического персонажа. Древние привносили эстетический элемент в самые обыденные вещи – например, оголовки землемерных колышков выполнялись в виде женского бюста… И на этом месте я прерву погружение в глубины истории стремительным возвратом к современности без всякого опасения вызвать у читателя приступ кессонной болезни, так как одно упоминание о пиве кельш радикально подавляет приступы болезней любой этиологии. Это пиво – объект местного культа. Есть много сортов кельша, но их объединяет одно условие – считается, что кельш надо пить свежим и здесь, а при разливе в бутылки или тем более в банки он лишается какой-то доли своих магнетических флюидов. Тем не менее в пределах Кельна вы можете приобрести его в любой упаковке. И оно таки да. Ну, может, не бердичевское – не, оно таки точно не бердичевское! – но тоже очень даже… Над рекой рядом с мостом проплывают изящные кабинки канатной дороги. С чувством законного удовлетворения вносим город Кельн в свой объемистый список с незатейливым заглавием «Здесь был я»…
...
Далее наш дизельный Сивка-Бурка во Льеже ночевал, а мелкие городки меж колес пущал, пока в Руан не попал. Я уже здесь бывал, и что-то об этом писал, поэтому не буду снова бередить ваши души повествованием о той роковой роли, которую сыграл сей град в печальной судьбе орлеанской девы и прочая, и прочая… В общем, попал в гости к доброму знакомому, расширил географию мест посещения имея ввиду достопримечательности, а не то, о чем вы подумали, а в тех как раз на сей раз отметиться и не успел, отчего данный визит может быть официально не засчитан.. И такое странное сближение – от собора-чемпиона последующего к собору-чемпиону предыдущему, ведь именно у руанского нотр-дама кельнский собор отобрал пальму первенства по высоте. Хотя вследствие того, что шпиль руанского собора выполнен из чугуна, он намного стройнее и от этого кажется выше. Но мы не станем измерять красоту метрами – собор красив бесподобно и единственный недостаток, впрочем не его, а вокруг него – скученность места и отсутствие нормального обзора сего неповторимого творения человеческого гения. Некоторые типажи из массы приятно смаглявого руанского населения так и просились в галерею этносов, но самые колоритные такой возможностью пренебрегли…
Знаменитый Мон Сен Мишель – еще один объект из реестра лично посещенных чудес света, никуда не делся, стоит на своем месте в полной исправности, даже улучшенной по сравнению с прошлым визитом, все вплоть до мужика с мопсом, правда, уже других. Эта древняя цитадель занимает весьма заметное место во французской истории, именно здесь Людовик XI держал своих оппонентов скованными в тесных каменных мешках – припоминаете из школьного курса? Здесь располагалось аббатство монахов-бенедиктинцев… Кроме собора св. Михаила, придаюшего Мон Сен Мишелю его неповторимый облик, там есть маленькая, уютная и очень старая церковь св. Петра, а при кладбище на ней – могила с известной русской фамилией… Знаете, такие вещи – Руан, Мон Сен Мишель – не приедаются, каждый раз находишь для себя что-то новое, ранее ускользнувшее от внимания, у них, употреблю как крайний довод аргумент из эзотерических сфер, особая аура! А какую ауру создает каким-то особенным образом выкормленная и приготовленная курица, местное фирменное блюдо, прославившее ее изобретательницу! И овцы там особенные, взращенные на лугах, затапливаемых приливами, поэтому их мясо имеет вкус списифиссский, и надо полагать, маринад для шашлыков можно делать без соли…
Мост Нормандия, переброшенный через устье Сены, это шедевр современного инженерного искусства, очень смотрибелен в любом ракурсе. Подвешенное состояние – черта современности в отличие от античных времен с их предпочтением опирать, а не подвешивать, отчего пирамиды и акведуки стоят тысячелетиями не требуя регулярных дорогостоящих мер по замене изношенных несущих конструкций, устающих при нагрузках на растяжение… Неподалеку – Онфлер, начинавшийся, как рыбацкий поселок и порт, а затем, по причине заиления залива, а также благодаря своему живописному облику и уютному местоположению переродившийся в место поиска вдохновения парижской творческой интеллигенции. Вот и сейчас он выгодно совмещает портовый колорит с выразительной архитектурой, имеется здесь и очень милый парк, чьи прелести находят особенно живой отклик в душе организованного туриста после дегустации фирменного напитка Нормандии под названием кальвадос. Автопробег по побережью этой французской провинции включает также знакомство с городками Довиль-Трувиль, расположенными на разных берегах одного залива и являющихся фактически центральной частью и частным сектором одной урбанистической агломерации или, по русски, городского образования. Поскольку город издавна развивался, как курортное место аристократической элиты, здесь в наличии все присущее такому месту – красивый променад, казино, пляж… Над заливом рядом с казино памятник одному из тех, кто освятил данное место своим пребыванием – Густаву Флоберу. Помните «Мадам Бовари»? «Красное и черное»? «Наконец, преисполнившись отчаянной решимости труса…» и т. д. – это, когда соблазнитель этой самой мадамы наконец решился сделать ход конем… Старина Флобер знал, о чем повествует!. И, глядя на его высокое чело, согретое огнем высоких дум, на всю его фигуру, вдохновенно вознесшуюся над заливом со стаями чаек –
Шоб лани широкополі
І Дніпро, і кручі… – азъ и себе сладостно вздохнумши… Но и это ведь не все – помните страшно культовющий фильмину «Мужчина и женщина»? Как советские эротоманы млели от того обстоятельства, что постельные сцены возвышенно-страстных и страстно-возвышенных мужчинской и женской головы снимались в алом свете, а они понимали, что это для обострения ихней, зрительской страсти и от этого млели? Как он выписывал кренделя своим кадыллаком на песке пляжа, катая дочурку? Так это было здесь, в Довиле! Вот какое историческое место!
Затем мы штурмуем Пиренеи, и справляемся с этой задачей не хуже короля-солнце, чьи слова взяты нами в качестве эпиграфа сего повествования. Нас ждет столица страны басков Сан-Себастьян. Он встретил нас величественной статуей некоего адмирала, типичного идальго с эспаньолкой. Индивидуальной приметой Сан Себастьяна является превосходный пляж, своей подковообразной формой напоминающий знаменитую Копакабану, а высящаяся на холме статуя Христа еще более усиливает это сходство. Бухту уютно замыкает живописный островок Санта Клара. В реке Урумеа, которая в городской черте образует приливно-отливный эстуарий, гуляет, взблескивая серебром чешуи, дородная кефаль, а местный Костя-моряк бродит с ведерком меж отливных валунов, сверкающих изумрудно-зеленым мхом, в поисках наверное устриц… Через речку переброшены мосты, особенное внимание привлекает богато украшенный барочный мост Марии-Кристины. Ну, и много чего еще красивого и интересного.. Вот так, выдохшись на живописании довильских примечательностей, я пытаюсь довольно пресное и схематичное повествование об этом чудном месте на лике матушки Земли усилить интригующим заключением. А еще, уж не знаю, насколько это необходимо знать всем и каждому, кто туда собирается, Сан Себастьян имеет честь ходить в побратимах у нашего Павлограда...
И вот Португалия. Может, это следствие ожидания чего-то необычного, но скальные обнажения с лоснящимися на солнце гладкими боками среди прижухлого степного разнотравья смотрятся действительно экзотично. Оливковые рощи, а точнее, сады с мощными деревьями, живописно распластавшими свои клочковатые кроны – Португалия ведь лидер по производству оливкового масла непревзойденного качества… И своего рода сюрприз – сплошные заросли эвкалиптов! Можно даже обобщенно сформулировать: Португалия – это эвкалипты. Наподобие известной формулы о дураках и дорогах… Пришелец из далекой Австралии стал ландшафтообразующим растением в этой стране. Эвкалипт находит себе разнообразное применение в народном хозяйстве. Прежде всего, это сырье для изготовления бумаги непревзойденного качества, с удовольствием повторю уже употреблявшееся словосочетание, и рассказывая об этой чудесной стране его можно будет употреблять много и много раз.. Вот так, навскидку: это и портвейн, и пробка со всевозможнейшими изделиями из нее, и божественное видно верде, да и эвкалиптовый мед в конце концов! А жинжа?..
...
Порто называют северной столицей Португалии. Он картинно расположился на высоких берегах реки Доуро близ ее устья. Город имеет древнюю историю и соответственно напичкан памятниками архитектуры, которые, помимо того, что они такие важные и уникальные, еще и потрясающе красивы. Неповторимость их облика, если охарактеризовать в самых общих чертах, определяется двумя вещами: мануэлино и азулежу. Мануэлино это архитектурный стиль, возникший именно в Португалии, лично я воспринимаю его, как нечто из области барокко, рококо, может даже маньеризма на строгом каркасе некоего, опять же, сочетания романизма и готики - множество фигурально выражаясь оборочек и рюшиков в виде затейливого узорочья.. Все это в гармоничном сочетании и создает этот самый облик. А азулежу – керамическая плитка с голубой росписью по белому фону (улавливаете сходство с нашим «лазурь»?), которой украшены фасады, стены, холлы… Две части города связаны шестью высотными мостами, по одному из которых проложены пути открытого городского метро, скажем, скоростного трамвая. От причалов отправляются нарядные прогулочные катера. На одном из них молодой человек типично португальской наружности, что значит, похожий на Кристиана Рональдо, в черной широкополой шляпе и черном же глухом несмотря на жару плаще до пят, без каких бы то ни было признаков дискомфорта услаждает слух двух дамочек поистине божественными звуками, извлекаемыми из некоего подобия большой домры, которая есть португальская гитара. И слушая эти звуки я понял, как Аполлону удавалось завораживать все живое игрой на… на чем он там играл, и что я до сей поры считал художественной гиперболой.. Может это как раз и есть та самая пандора, преобразившаяся на Украине в бандуру, но разница в звучании основательно колеблет это лестное для бандуры предположение… А в это время с нижнего яруса моста, с причалов прыгают в воду, плавают, плещутся будущие Криштианы и их подружки и сестрички, одну из которых зовут Мариуза, прыгают прямо в шортах и майках, а которые в кроссовках, то и в них… По верхнему ярусу бегают игрушечные снизу трамвайчики, ходят люди-коротышки, поднявшиеся туда на эскалаторе.. Праздник жизни…
Упоение является совершенно естественным состоянием жадного до впечатлений туриста, попавшего в такой супертур, но при знакомстве с Брагой его возникновение как-то особенно естественно, вы не находите?. Название этого города мистическим и необъяснимым образом ласкает наш слух и приуготовляет к восприятию его красот и достоинств, коих не счесть. Наш торжественный вход в город состоялся, как и подобает, через триумфальную арку, величественную и изящную одновременно.. Так вот, как бы нам ни хотелось обратного, своим происхождением это название обязано не известному продукту, а некогда обитавшему на этом месте кельтскому племени бракаров. Город древний. В музеях представлены множественные артефакты эпохи античного Рима, в усыпальнице кафедрального собора захоронения венценосных особ и святых. Брагу называют епископским городом. Еще со времен раннего средневековья она является одним из главных религиозных центров Пиренеев, и сей факт португальцы не против и обшутить, о чем в занимательной форме вам не преминет сообщить гид. Внешне кафедральный собор выделяется неповторимым силуэтом своих куполов, образованных фигурными каркасами. А вот небольшая прелестная церквушка на боковой улочке. Находящиеся на приличной высоте окна забраны густой решеткой. Как говорится, от греха подальше. Или: береженного бог бережет… Нет, наверное точнее всего: на бога надейся, а сам не плошай!. Рядом с резиденцией архиепископа, которую вполне можно принять за неприступную крепость в мавританском стиле, разбит чудесный парк цветов. Казалось бы эка невидаль – насадить цветов, выстричь фигурно кустики… Тем не менее, такие вещи сплошь и рядом не встречаются… Центральный бульвар представляет собой цветочную реку, набережными которой являются фасады исторических зданий. Не по средневековым меркам просторная площадь украшена фонтанами и представляет собой превосходное место для вечернего отдыха как горожан, так и многочисленных опившихся Брагой туристов. А мы вынуждены оторваться от полюбившейся нам Бражки, ибо планеты указали нам путь..
В Гимараеш, колыбель португальской государственности, установленной примерно тысячу лет тому назад после того, как один Альфонс основательно поколотил свою мамочку – не в смысле вульгарного рукоприкладства, а в битве за отделение от Леона, где она была королевой. Но это глубоко в прошлом, а сейчас здесь бурлит некий народный фестиваль, посвященный, то ли дню города, то ли празднику сбора урожая, неважно, главное, что весело, разнообразно, колоритно! Под циклопическими башнями крепости Х века, где этот Афонсу творил свои дела, скачут конные рыцари в доспехах, под королевским дворцом, украшенным каминными трубами на манер фабричных, расположилась пряха за прялкой... А уж всякой-разной нечисти – привидения, упыри, висельники! В сгустившихся сумерках выскакивают из тесных средневековых закоулков со страшными гримасами, замогильными завываниями, адским хохотом.. «Ходють, воють, что твои упокойники!».. Со всевозможными орудиями пыток, с крестом на плече.. Ведьмы, русалки… Всякие-разные откровенные сцены представляют.. Срамота, чур, сгинь, рассыпься нечисть!!.. Ну, не сразу, не сразу.. сделайте еще разок, что вы делали… В некотором роде возмещение за окутанные темнотой подлинные сокровища. Но как иначе объять необъятное?.. Назаре – это пляж с мощным неугомонным прибоем, навевающим раздумья о грандиозности сил природы, а также прагматические прикидки, какое огромное количество энергии веками, тысячелетиями расходуется на перемалывание камней в песок, и вот если бы ее запрячь.. Это немолчное дыхание океана. Скала с фуникулером, обрамляющая пляж, демонстрирует нам затейливый слоеный пирог геологических отложений. В этой скале устроена церковь-грот девы Марии из Назарета, давшая название когдатошнему рыбацкому поселку, который разделил участь многих своих коллег, а именно, превратился в популярный курорт с нарядным променадом (ривьерой!), с опереточными рыбачками в фирменных юбках с оборками…
Главной достопримечательностью Обидуша является древний замок, подарок другого Альфонса, конкретно Альфонса второго своей супруге, вот какова эволюция этого имени: начинать с королевских подарков любимым и докатиться до обозначения содержанцев богатых синьор… Замок великолепно смотрится еще на подъезде. Вообще считается, что женская опека продала облику этого городка некий флер утонченности, что очень даже может быть, одна только азулежальная роспись городских ворот чего стоит, ну, и шагу не ступишь, чтобы не наступить на живую историю в виде реперной таблички, а подвешенную на цепи железную клетку для отсидки кого-то за что-то не знаю даже, где и увидишь еще… А еще там была свадьба в историческом костеле, где хранится работа некоей принцессы-художницы, самоучки, самородка по имени Хосефа, создавшей свой неповторимый стиль; но нашлась и на нее своя реставраторша, пририсовавшая персонажу библейского сюжета весьма внушительный шнобель… И был эвкалиптовый мед, и была жинжа! Это такой вишневый ликер в чашечке из шоколада – да, кстати, Обидуш еще ни много, ни мало, а шоколадная столица Португалии!.. – в общем, выпил, закусил, еврик уплатил и твое слегка притупившееся от переизбытка впечатлений упоение заиграло новыми красками; а ежели кто пожелает испытать это райское наслаждение еще и еще, то оное упоение плавно перейдет в упитие…
А наш мегатрип (и мой о нем мегатреп) плавно входит в фазу апогея, которую знаменует прибытие в
Лиссабон. Как и положено городу монументов, как о нем иногда говорят, Лиссабон встречает нас красивым памятником в честь освобождения Португалии от наполеоновской оккупации, выполненным в классических традициях с горельефами батальных сцен. Мы-то ассоциируем эпоху наполеоновских войн прежде всего с российской кампанией 1812 года, а ведь она по сути была только одним из этапов геополитического противостояния Наполеона и Англии, хотя и роковым этапом – намерения диктатора пройти Россию, как нож масло, чтобы оттяпать у британской короны ее бесценную жемчужину Индию, закончились известно чем – после вхождения в русское масло обычно наступают русские морозы, и ножик прихватывает так, что уже и вытащить бы рад, да... Но это так, к слову; сейчас, вороша в памяти лиссабонские впечатления, я с некоторым удивлением обнаруживаю, что они сходны с.. санфранцисскими! Некая теплая привязанность наподобие посетившей меня, блаженно вкушающего отдохновение, а заодно и хотдог свой насущный в сгущающихся сумерках на Таймс Сквер после возвращения из Чайна Тауна… Хотя, если вдуматься, то найдутся параллели чисто материального свойства – это и мост 25го апреля, являющийся двойником санфранцисского Голден Гейтс, и особенно трамвайчики! Трамвайчики в Лиссабоне это вообще что-то. Если вы в состоянии представить себе американские горки в роли общественного транспорта, то это как раз и есть лиссабонский трамвай. Ну, не везде, конечно, а в районе с большими уклонами, тоже кстати напоминающими санфранцисские, и тесной застройкой, где они несутся, заскакивая на тротуары, на встречные пути… И все, тьфу-тьфу-тьфу, обходится! А вот Рио (который я только по ТВ и видел!) он мне не напоминает невзирая на статую Христа, своим грандиозным постаментом со смотровой площадкой компенсирующим отсутствие аналогичного утеса. Эта статуя является как бы логическим завершением Лиссабона современной планировки, которую привычно связывают с его восстановлением после известного катастрофического землетрясения 1755 г. Функционально я бы сравнил ее с Эйфелевой башней, но в качестве визитной карточки города, каковой является творение Эйфеля для Парижа, предложу знаменитый лифт, тем более, что в его создании был замешан все тот же Эйфель, и кто побывал и там и там, легко заметит сходство конструктивных элементов и художественного оформления. И коль скоро дело дошло до параллелей с Парижем, ответом Лиссабона на гробницу Наполеона в Соборе Инвалидов будет саркофаг Васко да Гама в церкви при монастыре Иеронима (Иеронимуса, Жеронимуш порт.). Памятник первопроходцам, находящийся здесь же, в историческом районе Белем, при взгляде со стороны монастыря не особо впечатляет, а вот с реки или набережной смотрится здорово. Простирающийся над долиной Алькантара грандиозный акведук Свободной Воды, построенный уже в новое, но еще не наше время, что заметно по готическим просветам его арок, тоже далеко не последний претендент на эти самые визитные карточки… И почему Лиссабон не находится от нас на расстоянии Будапешта, Вены, Кракова, Праги!.. Съездить на эксурсию выходного дня, пройтись по зеркальной мозаичной брусчатке цвета слоновой кости, окунуться в стихию фаду… И Мадрид тоже! Эх, Мадрид!.. Но до Мадрида еще надо доехать.. Мы хоть и вошли в фазу апогея, но кульминацией этого апогея, да и всего тура, станет прибытие на край земли – Мыс Рока… А пока мы проводим время на фешенебельном лиссабонском курорте Эшторил, расположенном на берегу бухты Кашкайш. И здесь побывали многие мировые знаменитости, но я ограничусь упоминанием Алехина, легендарного русского шахматиста, окончившего здесь свои земные дни. В Эшториле открыто крупнейшее в Европе казино, соответственно поля для гольфа, лужайки, пальмы, фонтаны, словом, полный фарш, все, как в лучших домах (почему как – так и есть!)…
...
Так вот, Мыс Рока. Одно название чего стоит – ажно так знаешь мурашки по спине! Весьма красноречивое совпадение понятий «скала» (рок) и собственно рока, судьбы. А он такой и есть этот мыс – суровый, обдуваемый ветрами, с кипящими бурунами в скалистых ущельях и вокруг выпирающих из воды утесов. На лбу обрыва – маяк, чуть далее памятный крест. И – безбрежные просторы Атлантики. То-есть, там, далеко за мглистой линией соединения неба и океана берег обязательно будет, и на том берегу обнаружится город Нью Йорк: если сигануть с обрыва, и – саженками, саженками!.. Я так прикинул свои возможности – ну, чтоб сильно пупок не рвать, чай не на голубую ленту Атлантики идем, по километрику в час и нормально будет!.. Выходит суток двести с небольшим. Ерунда, меньше года! Но круглосуточно… В общем, я пока в раздумьях. Созреваю. А тут еще те, которым я под большим секретом доверился, подвергли саженки едкой критике – там береговая охрана вовсю шныряет, а ты со своими саженками семафоришь, как манящий краб! Только по-собачьи!.. Байкеры облюбовали этот мыс для своих шаба… слетов и водрузили монументальный памятный знак. Байкеры ведь начинались, как рокеры. Рокеры, Рока – опять созвучие!. И от созвучий к парадоксам: на краю Европы – жемчужина цивилизации, а в самом центре – окраина… Ну, красавицы – они всегда с прихотями… И вот в этом знаменательном географическом пункте расширение нашей вселенной переходит в сжатие. То есть, мы ложимся на обратный курс. Нас ждет теплое прощание с Лиссабоном, вечер с фаду, и
Синтра. Исторический городок в окрестностях Лиссабона, настоящий заповедник дворцово-парковых ансамблей, главенствующее место среди которых занимает дворец Пена. Этот дворец, а скорее, замок является своего рода близнецом всемирно известного баварского Нойшванштайна – такое же воплощение рыцарских грез монарха-романтика, но естественно, на свой лад, с преобладанием мануэлино и мавританского стиля, с обширным ландшафтным парком, занимающим крутые склоны горы, вершину которой он и венчает. Поразительно, что оба этих игрушечных замка возводились в одном временном отрезке, будто Фернанду и Людвиг (оба вторые!) соревновались между собой – они и оставили этот мир один за другим… Не пропустите игрушечную пушечку, которая отмечает полдень выстрелом, когда солнечный луч, заняв нужное положение, приведет в действие спусковой механизм! А что это за гордый идальго на соседнем утесе? – это недремный страж и символ!.
Мальчишки в коронах дворцы возвели по горам – Мальчишки, мальчишки, ну как не завидовать вам!..
И вот тут-то и наступает очередь Мадрида… Татьяну Ларину Москва встречала стаями галок на крестах. Мадрид встречает посетителей музея Прадо стаями зеленых попугаев. Одинокая туристка привлекательного сложения шествует со своим красным чемоданом на колесиках сквозь волны людского потока время от времени останавливаясь для фотопауз…
На Ярославском рассекала зал Одна преинтересная особа; Игрушечный возок за ней бежал – Смотрелся он, как трость в ансамбле сноба…
…ну и так далее по тексту с той только разницей, что попытки вслед погнаться не предпринимались ввиду ряда понятных обстоятельств… А что это с топотом, шумным дыханием несется снизу по улице навстречу – черные лица с белками глаз и оскалом полуоткрытых ртов, шапки курчавых волос мерно колышутся в ритме бега – до содрогания похоже на эпизод любимых мной природных сериалов ВВС.. Это уличные торговцы улепетывают от очередной облавы. У каждого за плечами объемистый куль. Он устроен по принципу рыбацкого паука – веревки от четырех углов коврика, на котором разложен товар, связаны вместе; по тревоге самодеятельный лотошник хватает за эти веревки, коврик превращается в куль, где товар естественно сваливается в кучу, перебегает на другое место, коврик расправляется, товар раскладывается… Этакая нескончаемая игра в кошки-мышки, поскольку возможная поимка влечет за собой чисто символические санкции… И такие флуктуации броуновского движения человеческой массы в декорации из рядов величественных зданий…
В Лиссабоне фаду, в Мадриде фламенко… А во Львове, откуда стартовал наш автопробег, и который, собственно, является нумеро уно в перечне экскурсионных объектов, коломыйки:
Катерино, відчини-но, Катерино, встань-но – Дай ми їсти, дай ми пити, як то буде файно! – Катерина відчинила, Катерина встала, Дала їсти, дала пити, шей поцілювала!..
Таке ото знаєш.. З потопа світа…
Так вот, здания в Мадриде величественны и грандиозны и легки и воздушны одновременно. Много модерна, вычурной лепнины, скульптуры. И я, не заглядывая ни в какие справочники, рискну предположить, что к этому всему приложил руку и мрачный диктатор Франко. Как, кстати, и Салазар в Лиссабоне. И возникло у меня подозрение, что степень красоты города есть функция мрачноты диктатора. Тот же Петр. А сталинский ампир?.. А вот уже как к власти придет свидомый дерь... демократ, то тут вся страна враз покрывается сеткой скорбных мемориалов. И блять, самэ бильше скорблять почему-то те, кто этих скорбей вообще не нюхал, и на их момент был в составе другого государства!.. Да… На самом-то деле Франко пришел в основном на готовенькое, но короли, при которых все это созидалось, они ведь тоже деспоты! А еще я заподозрил – аж самому не по себе, какой я подозрительный становлюсь, не иначе как проблемы переходного возраста! – что автора строк «Если ты не бывал в нашем городе светлом… значит ты не видал лучший город Земли!» спецом свозили в Мадрид и поводили по нему как в те времена водилось в коробочке из троих в штатском. Для вдохновения. И чтобы было с чего лепить образы. Уж дюже эти строчки как с него писаны. Что не умаляет величия той, о которой они писаны…
А еще в Мадриде эта.. как ее.. тореадорня! Чтобы быков растягивать не как-нибудь, а в строгих правилах искусства…
...
Кастилия, Ла Манча… Названий исторических звучанье, заставляющее учащенно биться сердца последователей дона Кехано… Центр этих провинций, архиепископство Толедо. Облако-знамение в виде затейливого креста, в котором также можно различить силуэт парящего ангела, осеняет этот древний город, парит над Алькасаром, который не сдается, придавая магический, мистический оттенок всему происходящему… Само же название лично у меня вызывает ассоциации с холодным блеском толедского клинка. Еще римляне нашли в этом месте железную руду, а в средние века город славился своими мечами, которые до сих пор здесь и выделываются, но уже не для нужд Реконкисты или рыцарских турниров, а в качестве сувениров и коллекционных экспонатов. Основанный римлянами, Толедо на своем веку видел иберов и аланов, вестготов и мавров. Вот такой сгусток Истории. Он расположился на высоком холме в живописной излучине Тахо. Ее воды отражают арки старинных мостов, создавая таким образом изысканную оправу своему зеркалу. Строгий квадрат упомянутой крепости Алькасар с четырмя башнями по углам доминирует над долиной. С противоположного берега открывается вид, да такой, что даже я, переживший года, не видел, и вряд ли увижу когда… Свой вклад в формирование ауры Толедо внесен иудейской культурой, что, в общем, характерно для многих и многих европейских городов. В Толедо жил и творил Эль Греко, имеется музей с его картинами. В церкви святого Фомы где находится гробница графа Оргаса, хранится и одна из наиболее известных работ художника – панно, изображающее погребение этого самого графа, на котором по догадкам грековедов среди участников сего скорбного действа он изобразил и себя, а вот в виде кого именно… поиск ответа на этот вопрос прокормит еще не одно поколение упомянутых грековедов… Много, много всего исторического и прекрасного. Истинным откровением было увидеть в музее Святого Христа оригинал античного портрета римской четы, открытка с которого хранится у меня еще со времен застойного далеко; да весь этот музей – одно сплошное откровение!.. Вот оно, знамение!.. Современные же толедчане тем временем были поглощены устроенным на древних улочках конкурсом свадебных нарядов, затеянным, подозреваю (опять! А я что говорил!) не так ради самих нарядов, как ради их носительниц…
Как в бездну вод уходит водолаз, Душа уходит в мир воспоминаний…
…За окном простираются залитые солнцем, но не выжженные пространства Иберии. Долинки, речушки, запруды, мельницы… Древние каменные мостики, булыжники которых наверное помнят дребезжанье подков Росинанта… Кажется, вот-вот и сам прославленный дуэт персонажей Сервантеса выглянет из-за церквушки с квадратной колокольней под покатой четырехскатной крышей на выезде из деревеньки… Под дуэтом разумея кавалькаду в составе дон Кихота и его верного Санчо Пансы, а не дон Кихота с Росинантом.. Хотя – а почему бы и нет? Ну, значит, тогда прославленный квартет…
Мы снова преодолеваем Пиренеи, которые в этом месте удивительно похожи на горы североамериканского «дикого запада» с их потрясающими каньонами, но конечно, гораздо менее масштабные. Здесь же, проехав под воздвигнутой над дорогой аркой нулевого меридиана, мы покидаем западное полушарие, по которому колесили, начиная с Мон Сен Мишеля, и возвращаемся в полушарие восточное, где нас с распростертыми объятиями встречает гостеприимная красавица по имени Барселона, прелестями которой кое-кто из туристов уже имел удовольствие наслаждаться. Но общеизвестно, что второй раз по богатству ощущений превосходит первый, который имеет разведывательный характер и к тому же часто подпадает под определение пословицы о первом блине. В общем, понаслаждались. Колонна Колумба, бульвар Рамблас, Готический квартал… Знаменитый, хотя может и не в такой степени, как самый известный долгострой планеты собор Святого Семейства, фаллический небоскреб Торо Агбар. Кого сейчас удивишь небоскребами - их тысячи. Но он из числа обладателей собственного лица. Которое, правда, привыкли отождествлять с совсем другой частью тела, но на нее он похож еще менее. Другими словами, пресловутая фалличность лишь условность, символичность. Вот не накаркать бы, а то возьмут, и выстроят более наглядную интерпретацию... Мне импонирует, что он скомпонован по принципу пирамид, без таких популярных сейчас подвесных частей, поставленных под постоянную нагрузку ради сомнительной оригинальности, а ведь материалы тоже устают... Более подробный рассказ об этих и других прелестях сделан в отчете о предыдущем визите, а сейчас мы говорим Барселоне бай-бай, и наш моторизованный левиафан устремляется наматывать на свои колеса километры дорог, туннелей и виадуков Лазурного побережья. Такая инфраструктурная обустроенность нам и не снилась не потому, что мы мало и плохо работаем и много пьем и воруем, а из-за тяжелого наследия, а так то мы в доску европейцы. Как коммунизм это советская власть плюс электрификация, так мы – это Европа плюс тяжелое наследие. И неважно, какой именно причиной порождено оно на том или ином историческом этапе – это может быть монголо-татарское иго, троцкистско-зиновьевский заговор, а то и корь с краснухой навалятся, так что мало не покажется… Наследие – наше все, какие уж тут, на хрен, путепроводы и тоннели – всё положим на свичку памяти! А в остальном, прекрасная маркиза… Побережье словно жемчужным ожерельем охвачено курортными городами, подобно жемчужинам же в створках раковин прячущимися в уютных долинах меж отрогов выходящих к морю горных массивов, а суперсовременные путепроводы шагают над ними на своих ногах-ходулях. Ницца, Монако, Монте Карло… Вот возведенный под Ниццей стадион Альянс Ривьера, здорово смахивающий на олимпийское гнездышко в Пекине… В памяти всплывает одеколон «Бандит» на парфюмерной фабрике Ниццы, казино Монте Карло, где были в волоске от того, чтобы заложить наш автобус.. Да, все это живописуется в предыдущих очерках, а сейчас мы разбиваем свой бивуак во французском Ментоне в непосредственной близости от границы с Италией. Это лимонная столица Европы. Чтобы ни у кого не возникло сомнений в особых отношениях этого города с семейством цитрусовых, бульвары усажены рядами померанцев с неправдоподобно огромными плодами весьма соблазнительного вида. Пляжи, променад – как там у Александр Сергеича:
Но солнце южное, но море! Чего же более, друзья – Благословенные края!,
да еще и живописные утесы!..
Следующий пункт нашего путешествия – ни больше ни меньше, как Сан Ремо! Как говорится, комментарии излишни. Песенные фестивали из этого города стали если не окном, то уж наверняка форточкой, растворенной из постбрежневского Союза в уже свободную, но еще негомогенизировавшуюся Европу. Еффект многократно усиливался цветными телевизорами, как раз к этому времени получившими массовое распространение. Монументальная церковь напоминает нам о русском следе в истории этого города. Изящный бюст венценосной особы на пальмовой аллее воздвигнут в честь русской императрицы Марии Александровны, любившей проводить здесь отдых. Здание казино, расположенное на возвышении, тоже являет собой вид величественного храма; собственно, это и есть храм поклонения золотому тельцу… Роскошный променад с огромными пестроглазыми кузнечиками, прыгающими по полированным плитам, обилие цветущих опунций и агав…
Затем была Падуя. Если сказать скороговоркой, ну совсем нетипичная площадь Пратто дела Валле, представляющая собой обширный сквер, охваченный кольцевым каналом, в водах которого отражается небесная лазурь с барашками белоснежных облаков, и множество статуй деятелей, оставивших свой след в истории города, которыми украшены набережные этого канала. Одна из которых, между прочим, принадлежит резцу Канова… Архитектура вокруг, купола соборов, лоджи усиливают сходство с Венецией, что легко объяснимо с учетом исторических и географических обстоятельств, в районе же университета, который сам по себе есть достопримечательность первого порядка, нас ждет кусочек Бенилюкса, где и готика, пускай и нео или псевдо, со своими стрельчатыми сводами и щипцами и дворец Морони с крылатой Никой на шпиле… Собор св. Антония своей внутренней планировкой и убранством тоже как-то не вписывается в привычные схемы – его надо смотреть. Гробница знаменитого святого, чье имя стало нарицательным настолько, что наш школьный физрук называл судороги хиляков, неспособных подтянуться на перекладине, муками святого Антония да простится ему вольность сего сравнения… На площади Антенора установлен саркофаг с мощами этого легендарного троянского принца, якобы основавшего город, и останки якобы же которого же были обнаружены в ХIII в. (же!)… Теперь это воплощение тогдашней романтической легенды само овеяно дыханием времени и стало исторической реликвией, а рядом мы имеем приятность лицезреть и изящный саркофажик вдохновителя сей мемориально-патриотической кампании.. А вот то, что именно Падуя, тогдашний Патавиум, подарила истории Тита Ливия – историка же! – это, словами великого комбинатора, медицинский факт. И взявшись называть имена прославившихся падуанцев, как же возможно пропустить знаменитого авантюриста от египтологии Джованни Батисту Бельцони, с которым лично я знаком еще с тех пор, как в мои руки попала книжечка об истории открытия для Европы страны пирамид… Дыхание времени… Оно в конном памятнике кондотьеру Гаттамелате; в удивительном циферблате часов на площади Синьории; в более, чем полутысячелетних геральдических символах на стенах величественного Дворца Благоразумия, по виду и размерам представляющему собой нечто вроде пассажа, манежа, вокзала, крытого рынка, что справедливо по отношению к первому этажу (а на втором – уникальный зал, салоне)… Есть и античный театр. Он так и называется – арена. Правда, главная его достопримечательность все равно относится к эпохе Возрождения. Это предельно простая внешне капелла Скровеньи, внутри битком набитая фресками Джотто… Нельзя не сказать два слова о церкви отшельников, возможно, старейшей в Падуе, которая хоть и лишилась почти всей своей уникальной росписи после авианалета союзников, но в результате реставрации находящиеся в ней великолепные захоронения и внутреннее пространство в целом, перекликающееся с уже упомянутым салоне, предстают во всем величии… Такова Падуя, сей ларчик драгоценностей, подаренный нам мудрыми организаторами тура так сказать на закуску после всех увиденных чудес, к тому же это и последняя возможность пополнить запасы закусок вполне гастрономических, натоптав баулы, уже трескающиеся от всевозможных фуагра и вино верде, хамонов и пармезанов, еще и амареттами и моцареллами…
Узорчатые черепичные крыши церкви Филлаха напоминают нам, что мы уже в Австрии, земля Каринтия, обетованная для всех любителей благодатных мест, в число которых попадает и известный ведущий непутевых заметок Дмитрий Крылов. А ежели сам Дима Крылов такой в нее влюбленный, то мне ничего больше не остается, как сослаться на его мнение. Втихомолку про себя я мыслю, что все уголки субальпийского региона друг друга стоят, будь то в Австрии, Швейцарии, Баварии, и ни один не заменишь другим… А заключает нашу беспримерную экскурсионную программу Грац. Такой вот Грациозный финал. Чудесный городишко! Это я так любовно-уменьшительно, на самом деле он довольно приличный по размерам, тысяч сотни за две, но ведь само его название это не что иное, как искажение словенского названия Градец! Орлиное гнездо крепости, куда и фуникулер проложен, и лестница, весьма живописно смотрящаяся на отвесной скальной стене; парочка футуристических зданий, появление которых стало источником общественного интереса и изобретаемых прозвищ; особенно примечателен в этом плане музей современного искусства Кунстхаус. Лично мне его пупырчатое тело напоминает обитателя коралловых морей трепанга. В этой связи есть смысл пересмотреть непристойные ассоциации, связанные с барселонской башней и отнести ее за компанию к морским огурцам, которые, как и трепанги, голотурии, а в голотуриях в свою очередь усмотреть словосочетание "голый тур"; с туром все ясно, а почему он голый, я еще не придумал... О красоте исторического центра говорит само то, что он внесен в объекты мирового культурного наследия – опять я отмазался ссылкой на авторитеты, но этой вредной тенденции уже не суждено укорениться, так как мой сумбурный отчет подходит к своему завершению. А вот еще один спонтанно возникший прием – упоминание интересных личностей – я употреблю с удовольствием: Грац – родина Арнольда Шварценеггера! А еще – барона Унгерна фон Штернберга! А кто из них более матери-истории ценен, решайте сами, главное, что личности неординарные. Ведь если напомнить, что Грац был резиденцией династии Габсбургов, то это факт хоть и несомненно значимый, но все же, по моему мнению, не содержащий той изюминки или, может быть, перчинки, словом, пикантности, нежели приведенные имена… А вот – ущипни себя, протри глаза, мы ведь уже не в Падуе! – типично венецианские львы! Это экскурсия «Дворики Граца»…
И были еще виды Вены и Кракова, были многочисленные, разбросанные по городкам и местечкам костельчики-куколки на все новомодные лады и фасоны, но я в этом месте завершу свое путешествие в воспоминаниях по причине нахлынувших чувств, с которыми попытаюсь совладать посредством трехсот капель эфирной валерьянки, а всем приобщившимся желаю пройти его также и наяву!..
1
2
3
4
5
Автор:И. Шутов (Кривой Рог)
Дата нотатки: 05.02.2014 К-ть сторінок: 5
Туристична компанія Аккорд Тур ® 2008-2024 +380736303638